О высшем образовании

НА СТЫКЕ ПСИХОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКИ

Психолингвистика как направление появилась в США в 1953 г. Датой возникновения отечественной психолингвистики считается 1966 г., когда в СССР был проведен первый конгресс по вопросам речевой деятельности. С самого начала своего возникновения отечественный вариант психолингвистики опирался на достижения советской психологической школы, а именно культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева. Соответственно, основные положения и постулаты этой теории вошли в научный аппарат отечественной психолингвистики. Так, центральным ее понятием, предложенным А. А. Леонтьевым, стало понятие речевой деятельности, восходящее к понятию «деятельности» вообще. Деятельности – это целенаправленная осмысленная активность человека, направленная на предметы и явления реального мира, имеющая мотивы и потребности, цели и задачи. Соответственно можно сформулировать и понятие речевой деятельности как целенаправленной активности человека, направленной на порождение и восприятие речевых высказываний. Вошло в отечественную психолингвистику и понятие предметного значения как основного элемента языкового сознания человека, языкового знака как посредника в деятельности человека между внешним миром и им самим.

Поскольку психолингвистика является междисциплинарным направлением, то естественным был тот факт, что она активно использовала не только факты и теории из психологии, но и из лингвистики тоже. В частности, по нашему мнению один из центральных вопросов психолингвистики – это вопрос о соотношении языка и сознания, языка и мышления. Данным вопросом исследователи начали активно заниматься еще в донаучный период развития языкознания, но особенно активно он стал исследоваться, начиная с XVIII-XIX вв. Среди ученых, внесших вклад в решение этого вопроса, можно перечислить И. Гердера, В. фон Гумбольдта и его последователей, в частности, Й. Л. Вайсгербера и Й. Трира, А. А. Потебню, Х. Штайнталя, И. А. Бодуэна де Куртене и мн. др.


Оригинальную языковую теорию, до сих пор актуальную для отечественной психолингвистики, предложил отечественный ученый Л. В. Щерба. Согласно языковому учению Щербы, язык состоит из трех взаимосвязанных сфер или компонентов. Первый компонент он назвал языковым материалом. Языковой материал – это совокупность всего того, что говорится и пишется, определенной социальной группой в определенный период времени. Примечательно, что Л. В. Щерба говорил о том, что лингвисту для работы следует ориентироваться не только на «нормативный» языковой материал, но и на материал, содержащий ошибки (например, орфографические или грамматические), с точки зрения традиционной нормативной грамматики.

Второй компонент был назван Л. В. Щербой языковыми системами. Языковые системы – это регулярные повторяющиеся элементы и структуры в языковом материале. Именно языковые системы отбираются при нормировании языка и закрепляются в нормативных грамматиках и словарях.

И, наконец, третий компонент был назван Л. В. Щербой речевой деятельностью. Речевая деятельность, по Л. В. Щербе, это процесс перехода языковых систем в языковой материал. Получается замкнутая система: языковой материал дает исследователю языковые системы, но вместе с тем речевая деятельность переводит языковые системы вновь в языковой материал.

Теория Л. В. Щербы актуальна до сих пор, она получила дальнейшее развитие в работах А. А. Леонтьева и других представителей отечественной школы психолингвистики.


Американская школа психолингвистики (см., например, работу Д. Слобина и Дж. Грина «Психолингвистика. Хомский и психология») ориентируется в своих теоретических построениях на генеративную грамматику Н. Хомского.

Согласно этой теории, речевые высказывания порождаются при помощи преобразования глубинных грамматических и синтаксических структур (универсальных для всего человечества, по мнению Н. Хомского) в поверхностные структуры, которые лежат в основе высказывания. Данная теория Н. Хомского получила обширную рецепцию в современной лингвистике, на ее основе позднее началось широкое развитие систем машинного перевода и систем искусственного интеллекта.

Очевидно, что психолингвистика обладает и определенной философской проблематикой. Поскольку центральным объектом изучения психолингвистики является сознание и языковое сознание, то естественным представляется вопрос о природе самого сознания. Центральным вопросом теории сознания, по мнению Д. Эдельманна, является вопрос о том, как явления физического мира преобразуются в индивидуальные ощущения и представления. Важным представляется вопрос и о границах сознания, где сознание начинается, как его можно определить. Не менее важна и т.н. «трудная проблема сознания», которая формулируется как вопрос о том, как материальный субстрат (например, нейронная сеть головного мозга) порождает сознание? Каким образом сознание возникает на основе материального субстрата? Трудная проблема сознания до сих пор считается окончательно не решенной, хотя отдельные авторы (например, Д. И. Дубровский) утверждают, что им удалось ее решить.

Психолингвистика является по своей исследовательской методологии экспериментальным направлением. Естественно, что поэтому в ней используются экспериментальные методы, пришедшие как из психологии, так и из нейронауки. Из нейронауки в психолингвистику пришли, в частности, экспериментальные методы исследования головного мозга человека: проводятся исследования головного мозга человека говорящего при помощи МРТ, фМРТ, ПЭТ, ЭЭГ. В этих исследованиях затрагиваются разные аспекты: начиная от экспериментального изучения билингвизма и

усвоения второго языка, кончая различными типами афазий и речевых нарушений.

Применяются психолингвистические методы и в теории искусственного интеллекта. Существуют работы, посвященные этому вопросу (см., например, И. Н. Горелов «Вопросы теории речевой деятельности. Психолингвистические основы искусственного интеллекта»). Выше уже было упомянуто о том, что в психолингвистическом моделировании искусственного интеллекта используются положения и идеи генеративной грамматики. Используются психолингвистические идеи о языковом сознании и принципах его функционирования и для искусственного моделирования процессов, происходящих в сознании человека, что составляет центральную задачу теории и практики искусственного интеллекта.

 

Наконец, поскольку центральным объектом изучения психолингвистики является человек и его сознания, то естественно, что в психолингвистике применяются методы антропологии. Причем применяются методы и идеи как культурной антропологии, которые в основном используются в этнопсихолингвистике (национальная картина мира, национальный характер, культурные константы того или иного народа, прецедентные тексты и прецедентные имена той или иной культуры), так и физической антропологии. Последнее особенно важно для вопроса исследования происхождения языка и речи. Исследуя краниологические данные предков человека, можно сделать косвенные выводы о том, мог ли данный предок человека говорить, изучая строение его костей черепа и строение элементов его речевого аппарата. Используется также исследование генома предков человека и его секвенирование, поскольку, зная наличие определенных генов в ДНК реликтовых гоминид, можно сделать вывод о том, обладали ли они языковой способностью либо нет.

Калинин С. С.

Кемеровский государственный университет, Кафедра переводоведения и лингвистики Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций